Спустя некоторое время после того как в семье появляется ребенок, возникает вопрос его правильного воспитания.
В качестве одного из главных регуляторов его поведения родители используют наказание. Каким оно должно быть? Применять ли физическое наказание? Можно ли вообще избежать наказания?
Физическое наказание – признание бессилия
Каждый разумный родитель должен уяснить для себя простую вещь: физическое наказание - это тупиковый путь. Помимо того, что физическое наказание аморально, оно еще и малоэффективно. Когда вы применяете физическое наказание, ребенок становится либо чересчур уступчивым, либо слишком упрямым, а зачастую и мстительным. Он сосредоточивается на том, чтобы свести счеты с тем, кто его наказал, и не думает о последствиях своего недостойного поведения, о том, какой урок необходимо извлечь для себя.
Люди, подвергавшиеся в детстве физическим наказаниям, могут иметь серьезные проблемы в сексуальной сфере, в общении с противоположным полом. Как правило, эти люди с трудом принимают свое тело. Психологи, работающие в области «телесноориентированной терапии», отмечают, что таких взрослых легко можно распознать по характерным мышечным зажимам в области шеи и плеч, а также в области малого таза, что сказывается на осанке и походке.
Физическое наказание – самое настоящее насилие. Для того чтобы понять, что чувствует ребенок, когда к нему применяется физическое наказание, существует специальный психологический прием.
Психолог просит одного из супругов встать на стул, а другого сесть рядом на корточки и посмотреть снизу на стоящего. Тем самым моделируется соотношение в росте между малышом и взрослым.
«А теперь попробуйте замахнуться и грозно прикрикнуть на того, кто внизу», — просит психолог стоящего на стуле и обращается к сидящему: «Ну как, что вы сейчас чувствуете? А теперь представьте, что этот великан вас сейчас еще и ударит».
Игнорирование
Для большинства детей самое важное - это ваше внимание. Нужно знать, что большинство плохих поступков наши дети совершают из-за желания быть замеченным.
В таком случае нужно предупредить ребенка, что если он еще раз так поступит (громко крикнет в общественном месте), то вы перестанете с ним разговаривать, пока ребенок не извинится. Конечно, ребенок тут же захочет это проверить и после нескольких попыток, убедившись, перестанет совершать этот поступок.
Но даже такое наказание вызывает в ребенке целый комплекс травмирующих чувств: обиду, злость, стыд, бессилие, чувство несправедливости и вины. Чувство вины является, как правило, очень сильным и гнетущим, если ребенок считает наказание «заслуженным», но сформировать с его помощью новый навык или черту характера очень трудно.
К тому же наказание возводит барьер между родителем и ребенком. Получается, что акт наказания концентрирует всю ответственность за проступок на ребенке, хотя если смотреть шире, то ответственность родителя за такое поведение ребенка самая непосредственная. Помните старую истину - нет плохих учеников, есть плохие учителя?
Наказание ребенка часто бывает необходимо, но не менее редко это свидетельство вашей беспомощности, неспособности объяснить ребенку, почему чего-то делать нельзя, а он не в состоянии иным способом уяснить это. Наказывая, вы расписываетесь в своей неспособности быть воспитателем. До последнего ищите альтернативы наказанию. Тем более их не так уж и мало.
Отвлекайте
Когда вам надо прервать неправильные действия маленького ребенка, вспомните, что в этом возрасте он живет в визуальном мире. Иногда вместо наказаний и даже вместо объяснений, которые не всегда эффективны, если ребенок возбужден, вы можете просто взять его на руки и унести в другое место, где он успокоится и переключится на что-то иное. Наконец, вы можете отвлечь ребенка. Подойдите, например, к окну и, глядя на улицу, громко скажите: «А куда это, интересно, побежала эта странная большая собака?» Проявите фантазию!
Демонстрируйте свои чувства
Родитель, не желающий наказывать, вовсе не обязан скрывать свои негативные чувства, неизбежно возникающие у него вследствие неправильного поведения ребенка: вполне допустимо выражение сожаления, разочарования, досады, страдания, возмущения, но не обвинения.
Нормально и даже желательно проявление этих эмоций. Уже одна эта обратная связь способна показать ребенку, что он поступает неверно.
Сотрудничайте
Одним из эффективных способов коррекции поведения ребенка может стать совместное размышление о причинах его неправильного поведения и способах изменения ситуации в лучшую сторону.
В этом случае вы выступаете не как противники, а как равноправные партнеры, вместе разрабатывающие план атаки на общую проблему. Будьте для своего ребенка опытным и заботливым «старшим братом» или «старшей сестрой». Старайтесь вообще избегать слов «кто виноват», «вина». Говорите вместо этого «в чем причина», «что помешало».
Меняйтесь местами
Попросите ребенка научить чему-нибудь вас — пусть он побудет вашим учителем. Это может быть что угодно – от умения рисовать смешных монстров до способа набивать футбольный мяч. Главное, что на какое-то время, пускай и условно, ребенок почувствует себя в вашей роли. Это разовьет в нем ответственность и умение быть взрослым.
Не искушайте
Приучая вашего ребенка контролировать себя, преодолевать соблазны, старайтесь при этом не ставить его в слишком тяжелые для неокрепшей психики условия, иначе говоря, не провоцируйте его нарушать установленные вами правила.
Например, если вы демонстративно ставите на стол конфеты и говорите, что сладкое будет только после основной еды, то можете представить его напряжение.
Любите
Настоящей альтернативой наказанию является любовь, принятие, целенаправленное обучение и последовательное воспитание. Безусловно, ребенок должен знать, уважать и соблюдать границы, правила и нормы, установленные взрослыми. Но ему будет гораздо легче это сделать в атмосфере любви и взаимопонимания, если он будет чувствовать искреннюю заботу со стороны родителей.