Дети и деньги
Правильное
отношение к деньгам закладывается с детства, и от того, насколько
правильно или, наоборот, ошибочно было заложено это отношение, зависит
будущее благосостояние ребенка.
Советское прошлое до сих пор еще бродит отголоском по некоторым
семьям, где считают, что деньги для ребенка - зло, что они его
развращают, балуют и вообще до подросткового возраста пусть к этой теме
и не приближается особо. Есть и обратная крайность, когда чадо с самого
раннего возраста приучают за любое положительное действие получать
определенную сумму денег, что в итоге убивает любые искренние отношения
между родителями и детьми, воспринимающими взрослых исключительно как
финансовый ресурс.
Найти баланс между этими крайностями не так сложно, главное -
начинать объяснять детям сущность понятия денег с самого раннего
возраста. Ни в детском саду, ни в школе с деньгами обращаться детей не
учат, поэтому вся ответственность за это сакраментальное знание и
умение ложится на плечи родителей.
Одним из краеугольных элементов финансового воспитания являются
карманные деньги. Их важность настолько очевидна, что в Германии,
например, право детей на карманные расходы даже закреплено
законодательно. Родителям за невыполнение этого нормативного акта
грозит штраф. Неслучайно же немецкая экономика одна из сильнейших в
Европе. И это имеет под собой более чем рациональную основу. Нередко
отсутствие навыка «понимания денег» приводит и к серьезным болезням –
клептомании, игромании или патологической скупости.
В первую очередь карманные деньги учат детей считать и распределять
свои личные финансы. Их желания очень многочисленны и разнообразны, но
все их удовлетворить карманных денег не хватит, поэтому дети вынуждены
расставлять приоритеты, прикидывать, когда они могут получить следующую
сумму, они учатся копить. Такая персональная финансовая работа помогает
ребенку воспитать в себе самостоятельность. Регулярность выдачи
карманных денег может в каждой семье варьироваться, но общее правило
должно быть таково: чем меньше ребенок, тем чаще ему нужно выдавать
суммы в виде карманных денег. С возрастом суммы растут, а частота
выдачи денег, наоборот, уменьшается.
Помимо субсидирования личными деньгами, ребенку нужно объяснять,
откуда в семье берутся деньги, как их зарабатывают родители. Он должен
понимать природу денежного круговорота на самых конкретных примерах из
жизни семьи. С подросткового возраста ребенку можно позволять и даже
советовать подрабатывать. Разумеется, это не должно быть в ущерб учебе
и здоровью, но навыки по зарабатыванию денег и стремление к финансовому
благополучию прививаются именно подобным способом. Помимо прочего,
таким образом у ребенка повышается самооценка.
Никогда не вносите финансовые отношения с ребенком в домашний
обиход, т. е. любые бытовые хлопоты ребенка по дому не следует
стимулировать деньгами. Ваш ребенок должен принимать непосредственное
участие в жизни семьи совершенно бесплатно, понимая и сочувствуя
трудностям, внося свой вклад в семейное благополучие. То же самое
касается и учебы. Не стимулируйте хорошие оценки денежными призами,
учиться ребенок должен с искренним интересом, а не с чувством выгоды.
Хорошая оценка сама по себе должна быть стимулом. А вот за плохое
поведение иногда можно и лишить карманных денег. Чтобы ребенок понял,
что не имеет права на долю в семейном бюджете, потому что не ценит
семейные правила, родительский труд и заботу.